Навигация по сайтуНавигация по сайту

Причины глухоты

Для объективной оценки слуха, а также при подборе слуховоых аппаратов применяют специальные приборы. С их помощью устанавливают слуховые пороги - силу или высоту звука, которую может воспринимать человек с недостатком слуха. В воспроизводимые аудиометром звуки обычно охватывают диапозон от 50 до 16000 Гц. Сила звука в этом диапозоне частот меняется от едениц до 120 дБ.

Причин частичной или полной утраты слуха много. Среди них неблагоприятная наследственность, осложнения после менингита, скарлатины, кори и даже обычного гриппа, травмы, а также возростная тугоухость. Наблюдается снижение слуха и его утрата из-за длительного воздействия сильных шумов. Широко известно ослабление слуха у артиллеристов и профессиональных охотников. В последнее время к этим категориям присоеденились музыканты молодежных ансамблей. Громкость звучания ударных и других инструментов таких музыкальных групп нередко близка к болевому порогу. Врачи не раз находили заметное снижение слуха у мызыкантов, постоянно подвергающихся воздействию сильных звуков. Неблагоприятное влияние на слух будущего ребенка оказывают вирусные инфекции (особенно краснуха и грипп), перенесенные будущей мамой в первые три месяца беременности. По мнению многих, 20% случаев тугоухости или глухоты связаны с гриппом.

В последние годы среди причин нарушения слуха все большее место отводится медикаментозной глухоте. Применение таких антибиотиков , как стрептомицин, мономицин и некоторые другие, может привести к частичной или полной утрате слуха.

Генетики, занимающиеся вопросами наследования глухоты, отмечают, что в гаметах человека (так называемые половые клетки, определяющие передачу различных признаков потомству) в норме может быть до 50 различных генов ,влияющих на остроту слуха. Если мужчина и женщина, вступающие в брак, случайно имеют по одному одинаковому "гену глухоты", у них может родиться глухой или слабослышащий ребенок, хотя ни их родители, ни другие более дальные родственники в прошлом могли не страдать недостатком слуха. Подобные случаи редки - один на десять тысяч рождений.

Вероятность рождения слабослышащего или глухого ребенка возрастает в сотни раз, если один из родителей страдает наследственной формой глухоты. Если же такая форма глухоты обнаружена у обоих родителей, вероятность рождения ребенка с неполноценным слухом может привысить 50%. Известны случаи, когда в определенной национальной подгруппе браки зхаключались между сравнительно близкими родственниками, в том числе и страдающими наследственными нарушениями слуха.

За десятки веков, в течение которых действовали эти пагубные обычаи, число слабослышащих и глухих в подобных национальных подгруппах иногда превосходило число слышащих.

В последние годы заметно снизились случаи глухоты, связанные с инфекционными заболеваниями. Осложнения, влияющие на слух при таких болезнях, как скарлатина и менингит, за счет более совершенного лечения сократились. С другой стороны, возросли случаи поражения слухового нерва из-за нарушения его кровоснобжения, связанного с заболеваниями, обусловленными общим "повзрослением" населения. Снижение уровня кровообращения, кислородное голодание или закупорка артерий часто приводит к гибели волосковых клеток окончаний слухового нерва.

Значительный прогресс достигнут в хирургии при заболеваниях наружного и среднего уха. Всем известны многочисленные разновидности отита. Часто это заболевание поддается лечению антибиотиками или другими лекарствами, уничтожающими болезнетворные микроорганизмы. Но в случаях хронического гнойного отита, сопровождающегося разрушением барабанной перепонки, а иногда и слуховых косточек, часто необходимо серьезное хирургическое вмешательство. Научились производить полную "реконструкцию" среднего уха и барабанной перепонки. Если слуховые косточки не очень разрушены, их используют в такой реконструкции. Если необходимо, на отверстие в перепонке накладывают "ласкуток" ткани, взятый у того же больного (мирингопластика). Операция производится в полости среднего уха на участке площадью в несколько квадратных миллиметров при помощи микроскопа и других оптических устройств. Во многих случаях после таких операций слух полностью восстанавливался, люди могли продолжать работать практически в любой области - быть полярниками, геологами, учиться в военном училище.

Сведения о речи, слухе и человеческом мозге, приведенные сдесь, недостаточны для понимания всех процессов, связанных с обучением и восприятием речи. Для их восполнения желающие могут обратиться к специальной литературе. Мы же ограничились самой обшей информацией, но считаем, что и она должна убедить: раннее обучение глухих детей необходимо. Если маленького ребенка до двух лет не учить речевому общению, он рискует остаться неполноценным в умственном отношении. Быть может, такое суждение суровою, но риск потери части интеллекта, если обучение глухого ребенка начато позднее двух лет, заметно возрастает. Большую, иногда непоправимую ошибку делают родные глухого ребенка, которые, услышав диагноз - неврит, осаждают врачей с единственной просьбой: верните ему слух!

При таком грозном диагнозе, как нейросенсорная тугоухость, все силы воспитателей и родных должны быть сосредоточены на развитии у глухого слуха, речи и других доступных ему способов общения, на развитии его памяти, способности мыслить. Утрата этих качеств - намного большая беда, чем потеря слуха, а интелект человека непосредственно связан с речью, словарным запасом, способностью к образному и абстрактному мышлению.
Опубликовано: 15.03.2016 в 16:11

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: