Навигация по сайтуНавигация по сайту

Жестокость в компьютерных играх и в реальном мире: связь есть, но не все так просто

Дебаты о влиянии компьютерных игр с элементами жестокости могут стать особенно острыми в свете последних событий, а именно, массового расстрела девяти человек в Мюнхене.

И если потом окажется, что злоумышленник, как и мюнхенский стрелок, был поклонником кровавых компьютерных игр, так и хочется подумать, что массовая бойная была спровоцирована именно ими.

Однако подобная стрельба – случай исключительный и сложный, так как зависит от комплекса взаимодействующих факторов.  Невозможно предвидеть такое, основываясь на одной лишь любви к стрелялкам или любом другом единичном факторе. Но это не значит, что нет никакой связи между агрессией в игре и в жизни.

Лабораторные трудности

Для того, чтобы сделать основательные и правдивые заключения о воздействии агрессивных видеоигр, проводятся лабораторные эксперименты. Ученые случайным образом делят участников эксперимента на две группы, члены одной из которых играют в жестокие игры, а другие – нет, в то время как все остальные факторы (например, инструкции, которые даются игрокам) остаются неизменными.

И хотя в рамках лабораторного исследования нельзя проверить, вызывают ли такие игры опасное для общества поведение, ученые провели сотни экспериментов, призванных изучить менее яркие формы проявления агрессии.

В лаборатории масштабам агрессии, т.е. любому поведению, направленному на то, чтобы причинить вред другому, обычно дается оценка при помощи удара электричеством. Ученые изучат число, силу и продолжительность ударов током, которые нанесет игрок одному из лаборантов, притворяющемуся еще одним участником игры.

Сообщается, что молодой человек, убивший в Мюнхене 9 человек, любил играть в жестокие компьютерные игры

Другие исследования измеряли уровень агрессии, разрешив игрокам наказывать лаборантов, оглушая их громкой музыкой в наушниках, а также заставляя поедать острый соус или опускать руку в ледяную воду.

В экспериментах, проведенных вне лабораторных стен при участии детей, агрессию измеряли, наблюдая за поведением ребят в компании сверстников: за тем, не толкаются ли они, не пинаются, не делают ли они подножек и не дерутся ли.

Обзоры этих исследований, которые называют метаанализами, показывают, что жестокие видеоигры увеличивают агрессию как у мальчишек, так и у девчонок всех возрастов, вне зависимости от их места жительства. Они также делают игроков неспособными к сочувствию и глухими у чужим страданиям.

Агрессия и жестокость

Лабораторные эксперименты не универсальны. Ученым не всегда удается контролировать некоторые изменчивые факторы (например, в какие игры играют участники), случайным образом разделить подопытных на группы или оценить агрессивное поведение, выражающееся, скажем, в форме нападения.

Когда разные исследовательские методы дают один и тот же результат, необходимо серьезно к нему отнестись. Результаты долгосрочных, репрезентативных и экспериментальных исследований о влиянии жестоких компьютерных игр оказались весьма схожими.

В то время как ни в одном научном вопросе нет полного согласия, проведенные на данный момент исследования показывают, что более 90% педиатров и примерно 2/3 ученых, заинтересовавшихся этой проблемой, уверены, что видеоигры делают детей более агрессивными.

Кроме того, несколько продолжительных репрезентативных исследований обнаружили, что в то время как наблюдение насилия в СМИ не является «той самой» причиной чрезвычайной агрессии, они все же увеличивают вероятность ее возникновения.

Как правило, связь с опасным для других поведением – то есть с таким, которое может привести к получению травм или к смерти – выражена слабее, чем с просто агрессивным поведением. Ничего удивительного в этом нет, так как опасное поведение сложнее предугадать, ведь оно встречается реже и требует более комплексного изучения.

Теоретически, в этом есть смысл

На то, чтобы верить, что жестокие компьютерные игры являются фактором риса возникновения агрессии и склонности к насилию, существуют как теоретические, так и практические причины.

Десятилетиями и врачи, и исследователи твердили о том, что не важно, видит ли ребенок сцены насилия дома или в школе – в любом случае это увеличивает вероятность его агрессивного поведения. Так почему те же сцены, показанные в СМИ, должны влиять по-другому?

Человеческий мозг изменчив, и структура его формируется опытом

Конечно, между реальным и виртуальным миром знак равенства не поставишь, но не существует такой теории, согласно которой транслирование жестокости в СМИ не повлияло бы на чувства, мысли и поведение детей.

На самом деле, большинство людей постоянно подвергаются воздействию СМИ. Американские дети в возрасте от 8 до 18 лет проводят в среднем более 7,5 часов в день за поглощением информации из масс-медиа. Это больше, чем они проводят за партой.

Последние исследования показали, что взрослые американцы могут проводить в медиапространстве даже больше времени, чем дети. Жестокость является доминирующей темой во многих масс-медиа – на телевидении, в песнях – и сложно себе представить, чтобы человек мог заниматься чем-то по 7 часов в день, и это никак не отразилось на его мыслях и поведении.

Человеческий мозг изменчив, и структура его формируется опытом. В самом деле, так задумано, что человека должны волновать новости, а если этого не происходит, ему становится скучно, и он выключают телевизор.

Транслирование насилия в СМИ – еще один из тех факторов риска агрессии и жестокости, который политикам, родителям и специалистам под силу предотвратить. Другие условия, например, принадлежность к мужскому полу или бедность, изменить куда дороже и сложнее (или просто невозможно).

Возможно, нам так никогда и не удастся узнать причину беспорядочной стрельбы вроде той, которая случилась в Мюнхене. И хотя существуют свидетельства того, что жестокие компьютерные игры связаны с агрессией, она не всегда перетекает в подобное поведение. А еще реже – в массовую стрельбу.

Опубликовано: 30.07.2016 в 22:34

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: